20 советов о том, как правильно общаться с коллекторами

why_img
  1. Не избегайте общения с коллекторами. Уклонение от ответственности по уплате долга может привести к негативным последствиям, таким как испорченная кредитная история, рост суммы долга, дополнительные штрафные санкции, взыскание по решению суда.
  2. Если коллекторы ошиблись номером и требуют погасить долг не бросайте трубку, а спокойно объясните, что Вы – не тот, кто им нужен. Попросите исключить Ваш номер телефона из базы для звонков.
  3. Осуществлять взаимодействие с должником может только профессиональное коллекторское агентство, сведения о котором есть в официальном реестре ФССП (https://fssprus.ru/gosreestr_jurlic). В начале разговора Вы вправе запросить номер лицензии. В том случае, если агентства нет в списке, стоит написать обращение в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, в ФССП и правоохранительные органы.
  4. Банк или микрофинансовая организация не могут продать один долг сразу нескольким коллекторам. Кредитор в течение 30 рабочих дней должен уведомить заёмщика о продаже долга.
  5. Профессиональный коллектор состоит в реестре ФССП, совершает не более 2 звонков, 4 SMS и 1 личной встречи в неделю, соблюдает деловой стиль общения и не допускает угроз и нецензурной лексики в диалоге, не разглашает информацию о долге третьим лицам.
  6. Коллекторские агентства обязаны записывать и хранить телефонные разговоры между взыскателями и должниками. Но если заёмщик столкнулся с превышением полномочий коллектора (угрозами, ненормативной лексикой и т. д.), фиксация телефонной беседы самим должником сможет послужить доказательством факта нарушения.
  7. При первом звонке должнику коллектор обязан представится, назвав свои ФИО, указать свою компанию и кредитора в отношении которого он работает по взысканию задолженности. Коллектор обязательно должен сообщить подробности о долге и его размере.
  8. Коллектор имеет право звонить не чаще 2 раз в неделю, отправлять не более 4 сообщений в неделю, встречаться с вами лично не более 1 раза в неделю. Коллекторы имеют право договариваться о личной встрече с заемщиком и приезжать по адресу, указанному в договоре кредитования, но не имеют право входить в квартиру должника без разрешения должника.
  9. Звонки и встречи с коллектором должны проходить в деловом стиле по будням с 08:00 до 22:00, по выходным - с 09:00 до 20:00. Российские и международные кодексы профессиональной этики запрещают коллекторам вводить должника в заблуждение насчет правовых последствий, оказывать психологическое и физическое давление.
  10. Коллекторам запрещено скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок.
  11. Коллекторы не имеют права звонить по номерам, не указанным в кредитном договоре. Взаимодействие в целях взыскания долга с родственниками заемщика, которые не являются поручителями, — превышение полномочий коллектора. Если вы ранее предоставили данные третьих лиц и дали согласие на контакт с ними, но сейчас категорически против, то вам необходимо самостоятельно выйти на связь с кредитором и подать заявление об отзыве согласия.
  12. Важно понимать, что соблюдение делового стиля общения – обязанность обеих сторон. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и прийти к договоренности о комфортных условиях погашения долга. Помните, что с коллекторским агентством можно договориться об индивидуальных условиях погашения, которые будут Вам посильны. Даже 100 рублей может быть платежом. При соблюдении графика платежей коллекторское агентство может предложить индивидуальные условия и удобный график погашения задолженности.
  13. Профессиональным коллекторским организациям и их представителям запрещено получать деньги от должника «из рук в руки». Обязательно для перечисления задолженности используются счета банка или коллекторского агентства. После полного погашения долга физическое лицо вправе получить справку о выплате у коллектора (если долг был ему переуступлен), которая будет свидетельствовать, что все обязательства выполнены и претензий нет.
  14. Профессиональные коллекторские организации могут предложить программы поддержки. В результате обращения и при наличии оснований ему могут: списать часть задолженности, предоставить отсрочку; снизить сумму платежа и т.п. Если у физического лица нет возможности погасить просроченную задолженность или соблюдать ранее согласованный график платежей, надо обратиться в коллекторское агентство и ему обязательно помогут.
  15. Коллекторское агентство не может накладывать арест на личное имущество заемщика. Это исключительное право судебных приставов.
  16. Коллекторское агентство имеет право обратиться в суд с требованием погасить задолженность. Суд в подавляющем большинстве случаев встаёт на сторону истца. К сумме долга добавляются судебные издержки. 3. После вынесения решения дело передаётся в ФССП (Федеральную Службу Судебных Приставов), где сотрудники ведомства вправе применить по отношению к должнику комплекс мер, направленных на взыскание: ограничение выезда за границу, удержание до 50% с зарплаты и социальных выплат, опись имущества и так далее. Должнику выгодно решить вопрос в досудебном порядке и найти оптимальное решение по выплате.
  17. Если получаете угрозы от коллекторов сохраняйте спокойствие и соберите максимум доказательств для защиты своих прав. Доказательствами будет запись разговора с коллектором, скриншоты SMS, сообщений в социальных сетях и электронных писем, копия договора, заключенного с банком или МФО.
  18. Незаконные действия коллекторов могут повлечь административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность. Вы можете подать жалобу на действия коллекторов с приложением документированных материалов, в одну из следующих инстанций: -в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор); в Федеральную службу судебных приставов (ФССП); в Центральный банк; в правоохранительные органы; в Прокуратуру.
  19. Незаконные действия коллекторов можно обжаловать и в суде.
  20. Коллекторские агентства не могут взаимодействовать с банкротами и недееспособными лицами. Коллектор обязан оставить в покое должника в случае если суд признает обоснованным его заявление о банкротстве или должник получает на руки документы, подтверждающие его недееспособность.
Начните работать с долгами прямо сейчас
Консультация бесплатно